23 (24) марта (березня, березола) - в день весеннего равноденствия славяне отмечают великий
праздник "Масленицы". Второе название этого праздника "Комоедица" (бел.), которые празднуют
когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается приРОДа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой. (20 марта).
Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному (языческому), а
по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленица плавающая дата. Православные христиане отмечают Благовещенье 25 марта, кое почиталось третьими Закличками
Весны). В народе говорили: "На Благовещенье Весна Зиму поборола", чему радуется всё живое:
"Красна девка косы не плетёт, птица гнёзда не вьёт", и даже само Солнце "играет"; "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье". Знаменитая русская поговорка "Не всё коту Масленица", наилучшим образом даёт характеристику (упомянутого) благодатного времени. Будучи Великим Праздником, Масленица именуется также - Весёлой, Широкой, Честной, Обжорной и т.п. Среди великих языческих славянских праздников, Масленица - первая не только по значимости и
порядку, но и в сакральной сфере обрядового действа.
Масленица - один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию (Солнцестоянию). Согласно Славянским верованиям, о сию пору "отверзается" Сварга,
и Светлые Боги "возвращаются" в Явь - входит в Силу после зимы, а души предков "прилетают на
птичьих крылах" из Ирия Небесного навестить нас - своих потомков. Время возрождения - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - "Огонь") Земли-Матушки и всей ПриРОДы. Сразу за Масленичной неделей следует Комоедица - медвежий праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (Лесной Хозяин,
воплощение самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу Хозяина Леса, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.
По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским
родом - то в облике любвеобильной девочки (аналоге Амура), то ликом бледным - нежной девушки, а на весеннее равноденствие - в пышном теле с румяными щеками (Масленицы). Сама же Масленица, как гласит Традиция - сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка.
По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца (Мороза),
до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей, явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир.
Главным яством великого праздника Масленицы является блин - в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.
Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.
На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды,
квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок."
Торжественно везут к капищу на соломенной "кобыле" куклу Марены (куклу вяжут из соломы и
обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню:
"Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься, В блинах поваляться, сердцем потешиться. Масленица - красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, сорока
бабушек внучка, Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка".
Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" (бог огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). "Честной Семик" зовёт её "во тесовый терем" (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в "блинах повалялась" (блин -
поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить
богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.
Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин.
Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь (то есть по Солнцу,
по часовой стрелке) закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи.
Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды.
"Как на масленой неделе из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, вы блиночки
мои... И сыр, и творог, всё летело под порог! Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои..."
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым
повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник,
ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена.
"Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой!"
Вот уже первый снежок летит в чучело, вызывая за собой целый залп. "Марена" падает, что должно означать её "смерть". "Усопшую" со всеми почестями возлагают на погребальную краду, читая погребальные молитвы. Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: "Марена загорела, всему миру надоела!"
Заводят хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки) и провожают сгорающую
Зиму песней:
"Ты прощай, прощай, наша Масленица! Ты прощай, прощай, да кургузая! Ты не в середу ушла
и не в пятницу, А ушла в неделю, кончилось веселье, Со блинами, пирогами, да оладьями, Со хмельным да пивом, со курным пирогом."
Прыгают через небольшой костёр, сложенный "шалашиком", обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг
снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца:
"С горы катились, с весной воротились!"
С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге.
Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" (или "поедающий комы"), особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался "комедиа" (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным ("настоящее" имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): "медведь" - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став "настоящим". После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.п. "Ком", возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок
из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога - "логово бера", отсюда берендеи?..
Начинается обряд "Пробуди". Люди, вооружившись горящими головнями, идут "будить медведя". В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). "Медведь" не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда "медведь" начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью "ногу". Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая "медвежью" песню:
"Скрипи, нога, скрипи, липовая! И вода-то спит, и земля-то спит, И по сёлам спят, по
деревням спят. Одна баба не спит, да на шкуре сидит, Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит, Мою кожу сушит."
Поймав свою обидчицу, "медведь" пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни "на коняшках" пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк...
"Кулачки", как и "городок", олицетворяют победу весны над зимою, масленичный столб является земным воплощением столба небесного, "мирового дерева", на котором находится Ирий, попасть туда не просто. "Ручеёк" это отголосок тех давних времён, когда, по мнению учёных мужей, в первобытном племени каждый мужчина был мужем каждой женщины, а каждая женщина была женою каждого мужчины. Как видно, время было непростое, тяжёлое. О нём монах-летописец, не разбиравшийся в таких тонкостях, написал "аки скотъ блудяху". По прошествии тысячелетий порядок восторжествовал, обычай
переродился в обрядовую игру, с которой начинались первые весенние попытки найти суженных. Кроме того, "ручеёк" служил ещё одной цели - отбору молодых людей с девиантным (отклоняющимся от нормы) половым поведением, с последующей выбраковкой. Вообще все игры, с виду напоминающие обычные забавы, были важными средствами социального (естественного) отбора, подготовки будущих воинов и охотников. Это сейчас мы не видим смысла в качании на качелях (народный обряд, призванный придать силу пробудившейся растительности), но более 300 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший
такое качание запретил.
Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:
"И Сварог Небесный промолвит: Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной! Там увидишь ты деда и
бабу. О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слёзы они, А теперь они могут возрадоваться О твоей вечной жизни до конца веков!"
При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: "Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват
перед тобой". Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
http://www.velesovkrug.ru/prazdniki/masl enitsa-komoeditsa-komoeditsyi.html
http://www.velesovkrug.ru/prazdniki/masl
Комментариев нет:
Отправить комментарий