в Баальбеке находится потрясающий римский храмовый комплекс I века нашей эры, незаслуженно забытый.
Развалины плавно переходят в жилые дома, а жилые дома - в развалины. Собственно, а какая разница?
Но оно и к лучшему, что Баальбек забыт. Здесь нет оголтелых тетенек в сланцах и краснощеких дяденек в линялых майках "Ред Си дайвинг". Здесь нет чуваков в ковбойских шляпах с татухами "Ганз энд Розес". Здесь нет сонмища маленьких желтеньких человечков, обвешанных огромных фотоаппаратами. Здесь нет французских пенсионеров, равно, как и никаких других пенсионеров. Собственно, здесь вообще никого нет.
В этом огромный плюс всех развалин и прочих феерических руин Ближнего Востока - здесь почти отсутствуют туристы. Ничто не огорожено, никаких защитных стекол, никаких тебе значков "с мороженым нельзя, а то убьем нахрен".
Никаких заборов, никакого оформленного входа. Есть только смотритель, который возьмет официальную плату за вход, если, конечно, он не спит или не уехал на весь день к дяде Саиду.
Единственная примета цивилизации - это впихнутый во что-то очень древнее туалет:
Втиснутый то ли в бастион, то ли в базилику. Что теперь, туалет отдельный строить, когда столько помещений пропадает?
Где же огромная потеющая толпа, массово облепившая, как мухи, одну жалкую колонну, яростно мастурбирующая на обломок ноги богини Афины?
Нет толпы:
В тот вечер в Баальбеке, древнем Гелиополисе, одном из величайших сохранившихся архитектурных комплексов древности, были лишь я и Евгений.
В слове "величайший" нет никакого предубеждения - в принципе, вплоть до XX века руины Баальбека были в одном списке с пирамидами, Тадж-Махалом, Колизеем. Для путешественников XIX века они были своеобразным "маст си". Ну знаете, такие образованные богатые балбесы в обязательном порядке совершают большое путешествие, знакомятся с миром, кругозор расширяют, а не то ум узковат будет, несмотря на образование. Все правильно так-то.
В общем, место было известное. Из человеческой памяти Баальбек стерли последние сорок лет - как с начала 70-х началась гражданская война в Ливане, так потихоньку и забыли, ну его нафиг, Баальбек то, с пулей то в левом ухе.
Сейчас война кончилась, а память не вернулась.
Хотя ничего сложного нет - дуй в аэропорт, 4 часа, визу по прибытию, ну и всё, любуешься величием Рима.
Почему же Баальбек ставили в один ряд с другими крутыми сооружениями? Потому что местный храмовый комплекс тоже невероятно крутой, до сих пор вызывающий споры британских ученых.
Однако, обо всем по порядку.
Как каждый знает, римляне затеяли гигантскую стройку в Баальбеке как вызов восточным религиям, особенно поднимавшему свою голову христианству.
Получилось не всё, урезали бюджет, надо было закрывать квартал, но итог все равно крут. Вот как это выглядело, макет:
Это я стою в главном входе.
- AVE CAESAR!
Везде можно полазать, попрыгать, посидеть. Евгений в нише:
Я в нише:
Не помню, плескалось ли в нас бургундское, но что-то большое количество фотографий друг друга выглядит подозрительно, обычно я этим не балуюсь.
Евгений взбегает по парадной лестнице к сердцу комплекса - огромному храму Юпитера, если я не ошибаюсь, самому большому в античном мире:
Колонны точно самые большие - три метра в сечении, высота - 22 метра, это примерно девятиэтажный дом:
Человек не смог разрушить храм Юпитера. Это сделали многочисленные землетрясения, и то не удалось - как мы видим, шесть колонн из 52-х уцелели.
Для сравнения - человек на фоне колонн:
Зловещее солнце опускалось за горный хребет. Это делало пребывание нас с Евгением в одном из религиозных сердец мира двухтысячелетней давности еще более чувственным:
Куски храма Юпитера и куски вообще всего, чего только можно, в изобилии валяются кругом:
Великолепная резьба:
Храм строили всей Империей. Лучшие зодчие от Британских островов до Египта были согнаны сюда, в Баальбек.
Колонны везли из Египта, где вытесывались в каменоломнях, по Нилу и морем, далее волоком через горы. Не знаю, сколько нужно было рабов, чтобы тащить такую колонну, может, тыщонок пять-шесть.
Упавший кусок фронтона со львом:
Это не просто абы там какой лев, а лев полезный. У него из рта во время дождя текла вода, собираемая на крыше. Водосток. Таких львов были десятки, в итоге получались эффектные водопады. Траектория была рассчитана настолько точно, что с высоты 22 метров тонкая мощная струя воды попадала в узенькую V-образную воронку и текла дальше.
Свастика на-ас связала
Тайною нашей стала
Всем уговорам твержу я в ответ:
- Нас не повяжут, нет
Символ бесконечности на этом фронтоне еще не запятнал себя, ему осталось ждать фашизма еще 1900 лет.
Самая большая загадка Баальбека - это огромные каменные глыбы, на которых стоит храм Юпитера. Здесь пятью-шестью тыщонками рабов точно не отделаешься.
Каменные глыбы гигантские и по нашим временам - её не может переместить современный кран. Как это удавалось две тысячи лет назад - непонятно. Каждый камень весит 1000 тонн. Также неясно, нахрена делать таких гигантов, если можно обойтись маленькими, ну хотя бы в 500 тонн, понадобится всего 20 000 рабов, чтобы сдвинуть его с места.
Это британские ученые доказали - чтобы сдвинуть баальбекский камень с места, нужны усилия 40 000 рабов. Но в принципе, типа, реально.
Один из таких камней остался брошенным в каменоломне в километре от комплекса - не доволокли, бедолаги. Для сравнения человек на камне:
Собственно, храм Юпитера покоится на таких блоках. Это одна из причин, почему он не окончательно стерся в пыль благодаря землетрясениям. Вероятно, это еще и одна из причин использования подобных конструкций в фундаменте - чтобы землетрясения не развалили жемчужину Рима.
Любопытно, что такие конструкции, так называемые "баальбекские террасы" строили здесь и до Рима, когда на месте храма Юпитера стоял храм местному богу Баалу (отсюда, собственно, и название города).
Зачем? Как? Нахрена все это? Может, это посадочная площадка для колесницы Гелиоса, который как раз спускается в этом месте отдохнуть во время своего ежедневного облета земли?
Инопланетяне построили? Так на камне следы обычных зубил - такие махины были вытесаны обычным примитивным инструментом. Тогда как тащили, какие технологии были у людей тех лет, если и сейчас с помощью машин такие блоки таскать с большим напрягом?
Вопросов больше, чем ответов, тем и интересно.
Последствия землетрясений:
А вот классная фотка. Евгений сигает в бездну:
Потом по логике должна быть фотка входа в баальбекскую районную больницу, но её не будет, потому что Евгений крутой прыгун, в отличие от меня, я же пухленький и костей не собрал бы.
Вот он, живой Евгений, позирует рядом с очередным упавшим куском фронтона:
Компанию Евгению, составляет, видимо, Клеопатра, судя по маленькой змейке между грудей, её убийцы. Лицо стерто христианами, которые, как и водится у любых приличных христиан, в языческих храмах понаустроили базилик и приходов, и первым делом давай идолов кромсать.
О, теперь понятно, откуда упала Клеопатра:
Это фронтон храма Бахуса, копии Юпитера, только чуть меньше. Что не мешает ему быть самым хорошо сохранившимся храмом Рима подобного плана:
Осподи, что это со мной? Ну, точно бургундское. Вернее, "Ксара".
Сверху, помимо Клеопатры, идут изображения всяких императоров-героев. Вот еще какая-то тетя упала:
А вот, собственно, мы зашли и в сам храм Бахуса, нашего покровителя. Евгений, затаив дыхание, шествует к алтарю:
Какая же все-таки резьба! Какая резьба! Опять че-то валяется на полу:
В храме, помимо архитектуры, меня больше всего заинтересовали автографы на стенах - я их очень люблю. Ощущаешь Бег Времени, свое место в пространстве. Здесь оставили свой след большое количество путешественников XIX века, тех самых, о которых я рассказывал.
Греки, 1886 год:
Самая старая, что удалось обнаружить, хоть особо и не вглядывался, да и темно уже было. Леонардо, 1820 год:
1812 год уже выиграли, а декабристы еще не выступили.
Чуть ли не поэмы пишут:
Солидно так выбито, шрифтом, долго старались небось:
А сверху Аркадий Гайдар примазался.
Ну, наконец, то, что я больше всего люблю. Наши.
Пастуховъ, 1862 год:
Катается небось по ебеням, по свету, мажор, и еще не знает, что на Родине уже крепостное право отменили.
Несторовъ, 1860 год:
Этот еще небось не знает, что Крымскую войну просрали.
А рядом наверное дружок его, одному-то поди ссыкотно в Османскую империю лезть. Бергъ, 1860:
Вверху виднеются таблички с самыми именитыми визитерами:
Кайзер Германии Вильгельм II, 1898 год:
Рядом на местном, мол да, действительно, Вильгельм действительно был, не врет, пустили гостя, рады, одобряем. Собственно, он то и начал, пораженный, раскопки комплекса, который к его визиту был виден лишь частично.
Этим, кстати, и объясняется положение и самих табличек, и большой массы автографов под самой крышей - храм был наполовину засыпан вплоть до XX века.
Немцы откопали, и вот теперь мы можем любоваться величием Римской империи во всей красе.
Возвращаясь к теме автографов, особенно русских. Глядя на них, понимаешь, прочувствуешь всеми фибрами каждое движение гигантского маятника под названием Время. Гигантский Молох, перед которым ты - песчинка, а жизнь твоя - лишь жалкое мгновение, и надо очень, очень дорожить этим мгновением.
Эти люди, которые оставили здесь свои имена, скорее всего, такие же молодые люди как и мы. Такие же путешественники, ездящие по миру, ну только обертка другая. Они приходили сюда в XIX веке, приходили в XX-ом. Теперь в XXI-ом. Придут и в XXII-ом, если Время даст.
Все эти русские парни, чья рука оставила царапки на стенах римского храма в Ливане, уже давно мертвы. И дети их мертвы. И дети детей. И мы умрем. Зато наши дети сюда приедут. Ощущение своего места в цепочке, его осознание - это очень важно. И очень, очень сладостно, потому что нет ощущения потерянности, некоей оторванности. Нет страха перед завтра. По другому относишься к смерти. Ты - звено в цепи. Ты - на месте. На своем месте. Это очень важно.
Если бы у всей нашей русской нации было такое осознание, мы были бы совсем, совсем другие, причем в лучшую сторону, и жили бы гораздо лучше.
Ну да ладно, что-то я увлекся.
Рим тоже думал, что он вечен. Он оказался не вечен, но как минимум эту свою задачу он выполнил - великий храм в Гелиополисе, он же Баальбек, был завершен. Мощь народам Востока была продемонстрирована.
ВЕЛИЧИЕ идет из всех щелей здесь и сейчас, что уж говорить о тех временах, когда люди в землянках жили.
- Жалкие пидарасы, тупые людишки, кому, кому вы бросаете вызов! Посмотрите на это! Нет-нет, иди сюда, смотри! Ты когда-нибудь думал, что люди могут построить нечто подобное? Только люди, у которых есть Юпитер, могут! На кого ты восстал? Какой Христос? Какой Заратустра? Юпитер обрушит на вас всю свою мощь, если посмеете рыпнуться, и никакой Христос не поможет! ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ ГНЕВ РИМА?
- Да, да, Рим, прости, мы попутали, мы повинуемся. Вы великие, ваш Бог велик, мы подчиняемся, мы падаем ниц перед великим Юпитером. Прости нас. Возьмите наши денежки в качестве дани и самую красивую бабу нашего племени.
В общем, Рим своего добился.
Ну а мы - можем наслаждаться наследием этого грандиозного поединка язычества и новых религий, одной из которых будет суждено стать великой.
Наследие это материально, и это прекрасно:
Пора бы и честь знать.
Развалины плавно переходят в жилые дома, а жилые дома - в развалины. Собственно, а какая разница?
Но оно и к лучшему, что Баальбек забыт. Здесь нет оголтелых тетенек в сланцах и краснощеких дяденек в линялых майках "Ред Си дайвинг". Здесь нет чуваков в ковбойских шляпах с татухами "Ганз энд Розес". Здесь нет сонмища маленьких желтеньких человечков, обвешанных огромных фотоаппаратами. Здесь нет французских пенсионеров, равно, как и никаких других пенсионеров. Собственно, здесь вообще никого нет.
В этом огромный плюс всех развалин и прочих феерических руин Ближнего Востока - здесь почти отсутствуют туристы. Ничто не огорожено, никаких защитных стекол, никаких тебе значков "с мороженым нельзя, а то убьем нахрен".
Никаких заборов, никакого оформленного входа. Есть только смотритель, который возьмет официальную плату за вход, если, конечно, он не спит или не уехал на весь день к дяде Саиду.
Единственная примета цивилизации - это впихнутый во что-то очень древнее туалет:
Втиснутый то ли в бастион, то ли в базилику. Что теперь, туалет отдельный строить, когда столько помещений пропадает?
Где же огромная потеющая толпа, массово облепившая, как мухи, одну жалкую колонну, яростно мастурбирующая на обломок ноги богини Афины?
Нет толпы:
В тот вечер в Баальбеке, древнем Гелиополисе, одном из величайших сохранившихся архитектурных комплексов древности, были лишь я и Евгений.
В слове "величайший" нет никакого предубеждения - в принципе, вплоть до XX века руины Баальбека были в одном списке с пирамидами, Тадж-Махалом, Колизеем. Для путешественников XIX века они были своеобразным "маст си". Ну знаете, такие образованные богатые балбесы в обязательном порядке совершают большое путешествие, знакомятся с миром, кругозор расширяют, а не то ум узковат будет, несмотря на образование. Все правильно так-то.
В общем, место было известное. Из человеческой памяти Баальбек стерли последние сорок лет - как с начала 70-х началась гражданская война в Ливане, так потихоньку и забыли, ну его нафиг, Баальбек то, с пулей то в левом ухе.
Сейчас война кончилась, а память не вернулась.
Хотя ничего сложного нет - дуй в аэропорт, 4 часа, визу по прибытию, ну и всё, любуешься величием Рима.
Почему же Баальбек ставили в один ряд с другими крутыми сооружениями? Потому что местный храмовый комплекс тоже невероятно крутой, до сих пор вызывающий споры британских ученых.
Однако, обо всем по порядку.
Как каждый знает, римляне затеяли гигантскую стройку в Баальбеке как вызов восточным религиям, особенно поднимавшему свою голову христианству.
Получилось не всё, урезали бюджет, надо было закрывать квартал, но итог все равно крут. Вот как это выглядело, макет:
Это я стою в главном входе.
- AVE CAESAR!
Везде можно полазать, попрыгать, посидеть. Евгений в нише:
Я в нише:
Не помню, плескалось ли в нас бургундское, но что-то большое количество фотографий друг друга выглядит подозрительно, обычно я этим не балуюсь.
Евгений взбегает по парадной лестнице к сердцу комплекса - огромному храму Юпитера, если я не ошибаюсь, самому большому в античном мире:
Колонны точно самые большие - три метра в сечении, высота - 22 метра, это примерно девятиэтажный дом:
Человек не смог разрушить храм Юпитера. Это сделали многочисленные землетрясения, и то не удалось - как мы видим, шесть колонн из 52-х уцелели.
Для сравнения - человек на фоне колонн:
Зловещее солнце опускалось за горный хребет. Это делало пребывание нас с Евгением в одном из религиозных сердец мира двухтысячелетней давности еще более чувственным:
Куски храма Юпитера и куски вообще всего, чего только можно, в изобилии валяются кругом:
Великолепная резьба:
Храм строили всей Империей. Лучшие зодчие от Британских островов до Египта были согнаны сюда, в Баальбек.
Колонны везли из Египта, где вытесывались в каменоломнях, по Нилу и морем, далее волоком через горы. Не знаю, сколько нужно было рабов, чтобы тащить такую колонну, может, тыщонок пять-шесть.
Упавший кусок фронтона со львом:
Это не просто абы там какой лев, а лев полезный. У него из рта во время дождя текла вода, собираемая на крыше. Водосток. Таких львов были десятки, в итоге получались эффектные водопады. Траектория была рассчитана настолько точно, что с высоты 22 метров тонкая мощная струя воды попадала в узенькую V-образную воронку и текла дальше.
Свастика на-ас связала
Тайною нашей стала
Всем уговорам твержу я в ответ:
- Нас не повяжут, нет
Символ бесконечности на этом фронтоне еще не запятнал себя, ему осталось ждать фашизма еще 1900 лет.
Самая большая загадка Баальбека - это огромные каменные глыбы, на которых стоит храм Юпитера. Здесь пятью-шестью тыщонками рабов точно не отделаешься.
Каменные глыбы гигантские и по нашим временам - её не может переместить современный кран. Как это удавалось две тысячи лет назад - непонятно. Каждый камень весит 1000 тонн. Также неясно, нахрена делать таких гигантов, если можно обойтись маленькими, ну хотя бы в 500 тонн, понадобится всего 20 000 рабов, чтобы сдвинуть его с места.
Это британские ученые доказали - чтобы сдвинуть баальбекский камень с места, нужны усилия 40 000 рабов. Но в принципе, типа, реально.
Один из таких камней остался брошенным в каменоломне в километре от комплекса - не доволокли, бедолаги. Для сравнения человек на камне:
Собственно, храм Юпитера покоится на таких блоках. Это одна из причин, почему он не окончательно стерся в пыль благодаря землетрясениям. Вероятно, это еще и одна из причин использования подобных конструкций в фундаменте - чтобы землетрясения не развалили жемчужину Рима.
Любопытно, что такие конструкции, так называемые "баальбекские террасы" строили здесь и до Рима, когда на месте храма Юпитера стоял храм местному богу Баалу (отсюда, собственно, и название города).
Зачем? Как? Нахрена все это? Может, это посадочная площадка для колесницы Гелиоса, который как раз спускается в этом месте отдохнуть во время своего ежедневного облета земли?
Инопланетяне построили? Так на камне следы обычных зубил - такие махины были вытесаны обычным примитивным инструментом. Тогда как тащили, какие технологии были у людей тех лет, если и сейчас с помощью машин такие блоки таскать с большим напрягом?
Вопросов больше, чем ответов, тем и интересно.
Последствия землетрясений:
А вот классная фотка. Евгений сигает в бездну:
Потом по логике должна быть фотка входа в баальбекскую районную больницу, но её не будет, потому что Евгений крутой прыгун, в отличие от меня, я же пухленький и костей не собрал бы.
Вот он, живой Евгений, позирует рядом с очередным упавшим куском фронтона:
Компанию Евгению, составляет, видимо, Клеопатра, судя по маленькой змейке между грудей, её убийцы. Лицо стерто христианами, которые, как и водится у любых приличных христиан, в языческих храмах понаустроили базилик и приходов, и первым делом давай идолов кромсать.
О, теперь понятно, откуда упала Клеопатра:
Это фронтон храма Бахуса, копии Юпитера, только чуть меньше. Что не мешает ему быть самым хорошо сохранившимся храмом Рима подобного плана:
Осподи, что это со мной? Ну, точно бургундское. Вернее, "Ксара".
Сверху, помимо Клеопатры, идут изображения всяких императоров-героев. Вот еще какая-то тетя упала:
А вот, собственно, мы зашли и в сам храм Бахуса, нашего покровителя. Евгений, затаив дыхание, шествует к алтарю:
Какая же все-таки резьба! Какая резьба! Опять че-то валяется на полу:
В храме, помимо архитектуры, меня больше всего заинтересовали автографы на стенах - я их очень люблю. Ощущаешь Бег Времени, свое место в пространстве. Здесь оставили свой след большое количество путешественников XIX века, тех самых, о которых я рассказывал.
Греки, 1886 год:
Самая старая, что удалось обнаружить, хоть особо и не вглядывался, да и темно уже было. Леонардо, 1820 год:
1812 год уже выиграли, а декабристы еще не выступили.
Чуть ли не поэмы пишут:
Солидно так выбито, шрифтом, долго старались небось:
А сверху Аркадий Гайдар примазался.
Ну, наконец, то, что я больше всего люблю. Наши.
Пастуховъ, 1862 год:
Катается небось по ебеням, по свету, мажор, и еще не знает, что на Родине уже крепостное право отменили.
Несторовъ, 1860 год:
Этот еще небось не знает, что Крымскую войну просрали.
А рядом наверное дружок его, одному-то поди ссыкотно в Османскую империю лезть. Бергъ, 1860:
Вверху виднеются таблички с самыми именитыми визитерами:
Кайзер Германии Вильгельм II, 1898 год:
Рядом на местном, мол да, действительно, Вильгельм действительно был, не врет, пустили гостя, рады, одобряем. Собственно, он то и начал, пораженный, раскопки комплекса, который к его визиту был виден лишь частично.
Этим, кстати, и объясняется положение и самих табличек, и большой массы автографов под самой крышей - храм был наполовину засыпан вплоть до XX века.
Немцы откопали, и вот теперь мы можем любоваться величием Римской империи во всей красе.
Возвращаясь к теме автографов, особенно русских. Глядя на них, понимаешь, прочувствуешь всеми фибрами каждое движение гигантского маятника под названием Время. Гигантский Молох, перед которым ты - песчинка, а жизнь твоя - лишь жалкое мгновение, и надо очень, очень дорожить этим мгновением.
Эти люди, которые оставили здесь свои имена, скорее всего, такие же молодые люди как и мы. Такие же путешественники, ездящие по миру, ну только обертка другая. Они приходили сюда в XIX веке, приходили в XX-ом. Теперь в XXI-ом. Придут и в XXII-ом, если Время даст.
Все эти русские парни, чья рука оставила царапки на стенах римского храма в Ливане, уже давно мертвы. И дети их мертвы. И дети детей. И мы умрем. Зато наши дети сюда приедут. Ощущение своего места в цепочке, его осознание - это очень важно. И очень, очень сладостно, потому что нет ощущения потерянности, некоей оторванности. Нет страха перед завтра. По другому относишься к смерти. Ты - звено в цепи. Ты - на месте. На своем месте. Это очень важно.
Если бы у всей нашей русской нации было такое осознание, мы были бы совсем, совсем другие, причем в лучшую сторону, и жили бы гораздо лучше.
Ну да ладно, что-то я увлекся.
Рим тоже думал, что он вечен. Он оказался не вечен, но как минимум эту свою задачу он выполнил - великий храм в Гелиополисе, он же Баальбек, был завершен. Мощь народам Востока была продемонстрирована.
ВЕЛИЧИЕ идет из всех щелей здесь и сейчас, что уж говорить о тех временах, когда люди в землянках жили.
- Жалкие пидарасы, тупые людишки, кому, кому вы бросаете вызов! Посмотрите на это! Нет-нет, иди сюда, смотри! Ты когда-нибудь думал, что люди могут построить нечто подобное? Только люди, у которых есть Юпитер, могут! На кого ты восстал? Какой Христос? Какой Заратустра? Юпитер обрушит на вас всю свою мощь, если посмеете рыпнуться, и никакой Христос не поможет! ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ ГНЕВ РИМА?
- Да, да, Рим, прости, мы попутали, мы повинуемся. Вы великие, ваш Бог велик, мы подчиняемся, мы падаем ниц перед великим Юпитером. Прости нас. Возьмите наши денежки в качестве дани и самую красивую бабу нашего племени.
В общем, Рим своего добился.
Ну а мы - можем наслаждаться наследием этого грандиозного поединка язычества и новых религий, одной из которых будет суждено стать великой.
Наследие это материально, и это прекрасно:
Пора бы и честь знать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий