пятница, 24 августа 2012 г.

Про то, что такое оружие, и с чем его «едят»



«Вещи становятся тем, что они есть,когда люди дают им имена»Про то, что такое оружие, и с чем его «едят»…
(Чжуан Цзы)


Я, будучи не первый год сотрудник
ом специального
 подразделения, как-то вечером 
задумался об оружии. Кажется, 
ежедневно его ношу, чищу и при 
этом никогда не задумывался о его
 сущности. Именно это я хочу вам
 раскрыть в данной статье.

Оружие - древнейшее изобретение 
человека. Нож копье, дубина - все эти вещи были изобретены гораздо раньше колеса. Каждый
 этап развития
 человечества нашел свое отражение в оружии. По истории оружия - от каменного топора
 до межконтинентальной ракеты - можно проследить историю человечества.


Что же такое оружие? Что роднит между собой меч и пулемет, кастет и атомную бомбу? 
«Оружие - предметы, предназначенные для поражения (ранения, вы ведения из строя,
 уничтожения) противника». Оружием мы называем вещи, предназначенные для того, 
чтобы помочь нам победить противника (порой в качестве противника выступает
 животное, тогда мы говорим об охотничьем оружии), вещи, предназначенные для 
того, чтобы сделать нас сильнее и опаснее для врага. Вещи, предназначенные 
для того, чтобы помочь нам сражаться, вещи, предназначенные для боя.
«Каждая вещь имеет свои свойства...» (Чжуан Цзы). «Каждый вид оружия имеет
 свой характер...» (Масааки Хацуми). Свойствами предмета определяется возможность 
применения его в том или ином качестве. Подчеркиванием и усилением отдельных 
свойств предмета достигается его специализация. К примеру, копье или пика были 
получены усилением колющих свойств палки. А увеличив длину копья - его
 свойство, позволяющее поразить противника с дальней дистанции, когда меч 
или топор еще бесполезны -получили cap рису - семиметровое копье
 македонского пехотинца. Совокупность свойств предмета дает его 
характер. Характер оружия в значительной мере диктует тому, 
кто использует это оружие, что ему следует делать. Так, например,
 форма рукояти некоторых боевых ножей вынуждает бойца держать 
нож тем способом, который принято считать правильным в европейских
 системах боя на ножах: любой другой хват не годится - рука будет
 чувствовать себя неуютно и инстинктивно приведет к правильному 
положению. Большинство видов оружия не навязывают так жестко 
способ их использования, но характер оружия все же вынуждает
 его хозяина действовать определенным образом. Так, например,
 абсурдна попытка колоть цепью, невозможно резать гладкой палкой. 
Если владелец оружия сопротивляется естественному характеру
 оружия, это затрудняет или делает невозможными его действия, 
если же следует ему - он будет мастерски владеть этим оружием.

Однако у всех видов оружия есть одно главное свойство, одна 
доминирующая черта характера - это их предназначение, их цель. 
Оружие должно помочь нам сражаться, и оно помогает нам в атом 
даже тогда, когда мы того не хотим. Оружие создано для боя. Поэтому 
оружие хочет принять участие в бою, и это свое желание оно передает
 хозяину. Здесь есть своего рода парадокс: чтобы хорошо владеть оружием,
 надо действовать в согласии с его характером, но характер оружия 
побуждает к агрессии, вызывает желание вступить в бой. Оружие 
вызывает ощущение силы и в то же время желание испробовать на
 ком-то эту силу. Это особенно хорошо заметно на примере личного оружия,
 но это верно и в более крупных масштабах. Сильная армия зачастую
 вызывает у страны-владельца желание ее опробовать. Это ощущение
 силы обычно ложно, но оно обладает очень мощным влиянием на человека: 
попробуйте подойти к незнакомой собаке с пустыми руками и с палкой,
 представьте себе, что ночью в глухом переулке к вам подходит 

мрачного вида человек. Какой будет ваша первая реакция, первая мысль? А 
теперь представьте себе ту же ситуацию, но у вас в кармане нож или пистолет
. Чувствуете разницу?
Оружие жаждет боя и зачастую при первых же признаках критической 
ситуации голос оружия оказывается сильнее голоса рассудка. Печально,
 но факт - часто оружие, носимое для самообороны, служит причиной 
ранения или даже гибели владельца. Это происходит из-за свойства
 оружия притягивать внимание, оно как бы говорит - дай, я попробую.
 Если на человека неожиданно нападают с ножом, он обычно инстинктивно
 пытается закрыться, отскочить или оттолкнуть противника, словом, 
пытается защититься. Если же у этого человека при себе пистолет - 
обычно он сразу пытается выхватить его и застрелить нападающего, не 
предпринимая никаких действий, чтобы защитить себя - заботится о том, 
чтобы поразить противника больше, чем о собственной безопасности - и,
 как следствие, часто оказывается ранен или даже убит; порой ему удается 
застрелить нападающего, но если тот уже успел нанести удар - много ли в
 том проку? То же и с любым другим оружием: там, где безоружный человек
 пытается уклониться от боя, договориться или убежать - вооруженный
 надеется на силу оружия. Человек, носящий оружие (даже для самообороны)
 находится под его влиянием, он становится слишком уверен в себе, 
слишком самонадеян (вернее, он слишком надеется на оружие) - и, в конце
 концов, частенько попадает именно в ту ситуацию, которой хотел бы
 избежать, так как он находится под своего рода гипнозом - и вот вместо 
того, чтобы попытаться уклониться от столкновения, он хватается за оружие. 
Порой оружие явно побуждает своего владельца спровоцировать нападение или
 даже напасть самому без
 реального повода с другой стороны.
Влияние оружия на своего владельца столь сильно еще и потому, что в силу
 ряда исторических причин с оружием связана положительная коннотация - 
на подсознательном уровне человек связывает слово «оружие» с положительными
 понятиями, такими как «честь», «доблесть», «благородство» и т.п., связано
 оружие и с еще одним расхожим стереотипом - с образом «настоящего мужчины».
 Казалось бы, должно быть ясно, что на самом деле в оружии нет и не может 
быть ничего положительного - и вправду, что благородное можно найти в 
предмете, созданном лишь для убийства? Однако избавиться от стереотипов 
нелегко. Дилетанту или ученику очень тяжело преодолеть влияние оружия и
 только люди, приближающиеся к уровню мастера, могут полностью избежать его.
Однако, если копнуть глубже, мы обнаружим одну интересную вещь: дело 
не столько в самом оружии, сколько в сознании того, что этот предмет является
 оружием! Агрессивность не является свойством самого предмета, но главным 
(и практически единственным) свойством понятия «оружие».
Вещи становятся тем, что они есть, когда люди дают им имена.... Свойства 
каждой вещи дают ей возможность выступать во многих ролях, но лишь люди,
 не скованные множеством стереотипов, видят это достаточно ясно. В свое
 время одна из команд КВН перечислила 32 способа использования дуршлага,
 включая получение веснушек путем загорания и поиск мин путем просеивания - 
шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля мудрости. В принципе это возможно 
для любого предмета - уловив его свойства, найти ему множество применений.
 Практически любой предмет несет в себе свойства оружия, но те предметы,
 которые свободны от ярлыка «оружие», не оказывают агрессивного влияния на
 своего владельца. Более того, даже предметы, созданные как оружие, не
 проявляют своей агрессивной склонности, если их владельцы не фокусируются
 на этом факте или просто не знают об этом.
В свое время в российской глубинке у одной крестьянки нашли широкий
 бирманский меч, который ее отец привез еще в молодости с японской войны.
 Когда ей предложили выкупить меч для музея, женщина очень удивилась - она
 все это время шинковала им капусту, для этой цели тяжелый и острый как 
бритва клинок подходил идеально, так как первоначально предназначался для
 рубки куда более твердых вещей. У другой женщины в Белоруссии участковый 
милиционер обнаружил немецкий стилет, который она использовала для огородных
 работ - рыхления почвы, пикировки рассады. Узнав о том, что это оружие, женщины
 была поражена - она была уверена в том, что это заграничный 
сельскохозяйственный инструмент. В квартире одной домохозяйки был обнаружен
 кастет, которым она колола орехи - так было удобнее, чем молотком. Показательно,
 что а во всех трех случаях речь идет о женщинах - мужчины традиционно получают
 милитаристское воспитание и поэтому испытывают определенное сродство к оружию,
 мужчина быстро определил бы, с какого рода предметом он имеет дело - и,
 как следствие, скорее всего попал бы под агрессивное влияние стереотипа «оружие».
 Отсутствие же знания о предназначении этих вещей превратило оружие в мирные
 бытовые предметы.
Зачастую имеет место обратный процесс - бытовые предметы, обладающие
 поражающими свойствами, используются как оружие. Так, например, все 
виды оружия, применяемые в кобудо и каратэ, являются адаптированными 
сельскохозяйственными инструментами: нунчаку - первоначально использовалось 
как цеп для обмолота риса, тонфа - как рукоять для вращения жернова домашней
 мельницы, сай - как инструмент для рыхления почвы (вспомните женщину,
 использовавшую стилет для работы в огороде), кама - как серп для жатвы риса и т.п.
 Любой предмет, который мог с достаточно высокой вероятностью подвернуться
 под руку в разгаре боя, становился оружием. Во время Первой и Второй мировых
 войн в рукопашном бою часто использовались саперные лопатки - свойства
 лопатки, позволяющие ей втыкаться в мерзлую землю и разрубать корни деревьев,
 превращали ее в грозное оружие. В наши дни существует множество школ 
самообороны, где учат использовать в качестве оружия всевозможные бытовые 
предметы - ключи, карандаши, книги, сумки и т.п. Вещи становятся тем, что они
 есть, когда люди дают им имена... Предметы не имеют предназначения. 
Предметы имеют лишь свойства, и только от владельца предмета зависит то,
 как этот предмет будет использован. Лопата - не орудие, предназначенное, чтобы
 копать землю. Лопата - предмет, свойства которого делают его подходящим д
 этого, как впрочем, и для ряда других действий. Предметы универсальны. «
Предназначение» - лишь стереотип. Любой предмет может быть использован 
многими способами. Возьмем, к примеру «пуукко» - традиционный финский нож.
 Испокон веков этот кож использовался финнами для всевозможных бытовых
 целей - нарезать хлеб, почистить рыбу, вырезать игрушку из дерева. По сей
 день почти в каждом доме в Финляндии есть один-два таких ножа, главным 
образом для работы на кухне или для рыбалки. В глазах финнов «пуукко» 
вообще не является оружием. Однако в России тот же самый финский нож 
известен как «финка» — типичное оружие уголовника, ношение такого ножа 
противозаконно и наказуемо. Та же самая вещь, но другое отношение - и в 
результате мы как будто говорим о двух разных предметах, один из которых - 
универсальный рабочий инструмент, а другой - бандитское оружие.
Разница между «неоружием» и «оружием» лежит в нашем сознании. Порой
 достаточно лишь изменить имя, чтобы превратить один предмет в другой. 
В какой-то вещи мы можем заметить ее пригодность для того, чтобы колоть 
орехи и назвать ее «орехоколом» или «колотушкой», но тот же самый предмет
 мы можем использовать для разбивания голов, и тогда речь идет о «булаве»
 Наша проблема в том, что дав однажды вещи имя, мы тем самым определяем
 для себя ее применение. У Честертона есть детективный рассказ, в котором
 жертва была убита стрелой и все искали лучника - никому в голову не приходило, 
что стрелой можно заколоть так же, как и ножом или шпагой. Решив однажды, 
что та или иная вещь применяется для каких-то определенных действий, 
мы как бы закрываем для себя возможность использовать ее по-другому и
 лишь человек, не закрепощенный стереотипами, видит множество применений 
каждой вещи. Как мудр был по даосским понятиям маленький нищий, коловший орехи
 большой государственной печатью!
«Совершенный человек» превращается в толкущего рис, когда он толчет рис.»
 Ни одна вещь не является «оружием» или «не-оружием» сама па себе. Топор 
превращается в плотницкий инструмент, когда им тешут бревно, он же 
превращается в оружие, когда им накосят удар по голове противника. Любая
 вещь может выступать во многих ролях, в том числе и в роли оружия, 
но чтобы ясно понять это, надо освободиться от сковывающих нас стереотипов. 
Не существует «оружия или «не-оружия», есть только предметы, а то, как мы 
будем их применять зависит только от нас самих. Европеец привык к жестко 
установленным функциям предметов, тарелка для него - лишь тарелка, а меч -
 не более, чем меч, поэтому в Европе человек мог быть известен как мастер 
боя, если он профессионально фехтовал на мечах однако, лишившись
к оружию. На Востоке же, особенно в Китае, отношение к вещам всегда было другим
 и истинным мастером считается не тот, кто в совершенстве владеет мечом или
 копьем, но тот, кто в случае необходимости может использовать любую вещь 
сообразно с ее свойствами для достижения своих текущих целей. Его мастерство 
заключено в нем самом и не зависит от каких-то конкретных предметов.
 Такой человек может использовать тарелку вместо метательного ножа, а меч - 
вместо лестницы, он использует предметы в соответствии с их свойствами, 
подходящими ему в этот момент, а не «согласно с их предназначением». Он
 может владеть алебардой, кистенем или кинжалом, но если обстоятельства 
вынуждают его вступить с бой, не имея под рукой привычного оружия, он може
т вооружиться лопатой, поясом или осколком стекла, сорванной с дерева веткой 
или снятым с ноги башмаком, и такое «оружие» будет в его руках не менее 
эффективным.
Более того, такой человек обычно не только мастер боя, он мастер жизни.
 Любая вещь в его руках послушно раскрывает с вой свойства, нужные ему
 данный момент он работает - и вещь становится инструментом, он сражается -
 и вещь превращается в оружие, он отдыхает - вещь служит предметом обстановки
. Это особенно хорошо заметно у играющих детей: ребенок ведь не скован 
глупыми правилами взрослых, Посмотрите на ребенка, играющего с палкой: вот 
он скачет верхом, а палка - это его верный конь, вот ока превращается в меч-
кладенец, в дерево, под которым он прячется от дождя, в мачту корабля, в ружье
, в подзорную трубу... Это выглядит смешно, но в этом и есть путь Дао - 
находиться в гармонии с вещами и тем самым использовать их оптимальным
 образом в каждый момент, извлекать из них наибольшую пользу. Человек,
 постигший Дао вещей, будет гармонично приспо-сабливаться к каждой вещи,
 как вода приспосабливается к форме сосуда, и вещи будут для него тем, что
 ему нужно в данный момент. Сами вещи для него не имеют предназначения - 
только их свойства в соответствии с которыми он будет использовать эти предметы
 в той или иной ситуации. Это ли не лучший путь - быть в гармонии с вещами?
Оружия не существует. «Оружие» - всего лишь ярлык, который мы навешиваем
 на предмет, когда хотим использовать его для боя, это проекция на предмет
 наших собственных агрессивных намерений. Назвав какую-то вещь «оружием»
, мы сами загоняем себя в тупик - во-первых, решив, чти эта вещь 
предназначена для боя, лишаем себя возможности использовать её свободно,
 по своему усмотрению, так как устанавливаем ей предназначение, и, во-вторых, 
мы подвергаем себя агрессивному воздействию стереотипа «оружие»: являясь 
владельцем предмета, «предназначенного для боя, мы автоматически начинаем готовиться к бою - на ментальном, а порой, и физическом уровне.
А что если нам отказаться от оружия? Нет, это не призыв сражаться голым
и руками. «Вы не обезьяна - используйте орудия! Одно из главных отличий 
человека от прочих живых существ в том, что он может а различных 
ситуациях обеспечить себе преимущество за счет сознательного использования 
тех или иных предметов. Если у вас есть преимущество, было бы глупо добровольно
 лишиться его, а уж тем более в бою, когда ставкой зачастую служит жизнь, 
преимущество надо усилить. Отказ от оружия не подразумевает отказ от самого
 предмета, называемого «оружием. Отбросить следует лишь то отношение к
 предмету, которое заставляет нас называть его «оружием». Не думать о предмете
, как об орудии убийства, как о волшебной палочке, которая сделает нас сильнее и поможет одержать вверх над противником, как о вещи, предназначенной только для боя.
Предметы, с которыми мы тренируемся, могут стать для нас инструментом
 самосовершенствования, самовыражения, поиска гармонии. Упражнения с
 предметом позволяют лучше узнать этот предмет, познакомиться с его 
свойствами {зачастую довольно неожиданными), его характером, помогают войти
 в гармонию с предметом так, что он станет как бы вашей частью, одним 
в некоторых японских (например, в ниндзюцу), кроме отработки традиционных
 форм поощряется, также вольная работа с предметами - ученик открывает
 для себя все больше и больше свойств того же предмета, порой новых даже
 для учителя {так, на одном из семинаров по ниндзюцу учениками было предложено 
использовать вспышку фотоаппарата для того, чтобы ослепить противника - для 
рассматривать фотоаппарат как своего рода кистень, и использовать его соот
ветственно). Вольная работа с предметами позволяет выйти за рамки традиционного 
мышления, В большинстве же японских школ главный акцент делается на наработку
 традиционных форм, вольные упражнения не приветствуются, а то и просто
 запрещены -и в результате данного формируется стереотип: «это един-ственный
правильный способ применения этого предмета, не стоит даже пытаться
 использовать его по-другому». Тренировки с предметами являются также 
средством ментального развития, так как, требуя от ученика предельного 
сосредоточения, они превращаются в своего рода медитацию в движении, с 
предметом в качестве объекта медитации. Если же в реальной ситуации мы 
вынуждены принять бой, предмет, которым мы воспользуемся - будь то
 зонтик или нож, дубинка или сумка - станет эффективным инструментом, облегчающим 
нам решение текущей задачи.
Такой отказ от оружия может стать для нас новой ступенью в изучении боевых искусств
. Грубые
 орудия убийства исчезнут для нас, и останутся только предметы с их 
многочисленными свойствами. Исчезнет "оружие, предназначенное для боя", и
 останутся лишь вещи, способные сообразно своим свойствам играть сотни ролей в 
сотнях ситуаций - ограничением служит лишь ограниченность нашей фантазии. Чем
 богаче фантазия, тем больше способов применения каждой вещи мы сможем 
увидеть. Упадут ограничивающие и закрепощающие нас стены стереотипов, и перед 
нами откроются новые возможности. Звучит как парадокс, но отказ от оружия ведет 
к прогрессу в тренировках с предметами. Отказавшись от стереотипа «оружие»,
 мы сможем увидеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их принято 
видеть и откроем для себя множество новых, лучших, более полных путей их использования. 
И тогда отказ от оружия станет для нас еще одним шагом на пути к совершенству.

Комментариев нет: